Верхнее меню

суббота, 7 октября 2017 г.



               ОДИН   ЧАС    ИЗ   ЖИЗНИ   ФИЗИКОВ


     Физика, физика, физика…математика, математика…и опять физика. По восемь часов в день, исключая перерыв на обед. А, на самом деле, гораздо больше – и в троллейбусе на работу и домой, и дома за ужином, и в выходные…всё думаешь: а, как решить это чертово уравнение или, почему в эксперименте у ребят получается одна величина, а из твоих уравнений следует, что она должна быть в триста раз меньше… И некому подсказать потому, что этого еще никто не делал, да и, времени у умных людей на тебя нет. И появляются мысли всякие, нехорошие – может быть, ты – дурак? Или просто устал уже сидеть на одном месте. Встать, что ли, пройтись по комнатам лаборатории, отвести душу коротким разговором или шуткой?... Смотришь на сидящих за соседними столами коллег – лица сосредоточены. Им не до тебя.
      В этот момент дверь открывается. В комнату вставляется лысая физиономия и шевелит усами. По выражению ее обладателя видно, что у него тоже что-то не сходится и, вполне возможно, что не в триста раз, а еще хуже.
-       Бейте морду, не отходя от кассы! – Глубокомысленно изрекает физиономия, глядя на нас круглыми, кошачьими глазами. -Сигаретой поделитесь?
       Физиономия принадлежит Косте, по прозвищу “Кот”. Он – программист, кандидат наук, говорит на четырех языках, при случае пьёт, как сапожник и чувствителен, как девушка. Во время очередного, положенного ему отпуска, умудрился одновременно совершить три противоречащих друг другу административных деяния: пребывая в отпуске, взять отпуск без содержания и отправиться в командировку по официально оформленным документам. Бухгалтерия схватилась за голову.
Константин один из самых заядлых шахматистов в теоротделе. Играют в перерыв и в рабочее время. За игру в рабочее время нещадно гоняют. Так, эти негодяи (даром, что – теоретики!) выучились играть вслепую. Сидят с умными физиономиями, смотрят друг на друга  - и никого не поймать!
-       Сигарету? – Отозвалась из-за соседнего стола Ирина, тоже кандидат наук и прекрасная поэтесса. – Какая тебе сигарета? Не видишь, здесь приличные люди сидят. Иди к экспериментаторам или в отдел информации. Там все уже давно разложились!
Константин еще раз шевельнул усами.
-       Говорят, что куры – глупые птицы! А, я в это не верю! Будущее за курами! – Голосом опытного прорицателя произносит Костя и исчезает за дверью.
-       Слушай! – Обращается ко мне Ирина. – А, почему это при социальных потрясениях интеллигентов режут в первую очередь?
-       Умные слишком! – Отзывается Геннадий - наш коллега по комнате. - Думают чересчур много. А, надо дело делать. Вот, тебе шеф неделю назад поручил статью написать. А, где она? Сидишь тут, стихи пишешь, и другим работать не даёшь!
Геннадий – мой близкий друг и постоянный оппонент в интересных философских обсуждениях, но, сейчас готовится к защите диссертации и ему ни до чего.
-       Точно! – Вспомнил я. – И не неделю назад, а – две! Ирка, рискуешь! Пиши статью.
-        Дураки! – Обижается Ирина. – Кстати, ваши философские споры, вообще, бессмысленны! Оперируете нечеткими понятиями. Сначала надо определить, что такое категории возможного, разумного, целесообразного. А , уж потом спорить! И, вообще, лучше уж стихи писать.
-       А, что такое «категория»? – Коварно спрашиваю я.
-       А, что такое «что такое»? – Немедленно подхватывает Геннадий.
-       А, ну вас! – Смеясь, посылает нас подальше Ирина.
Дверь опять открывается, и на пороге возникает экспериментатор Гриша с неизменной сигаретой в зубах.
-       Вероятность того, что Гриша войдет в комнату без сигареты, равна вероятности того, что сигарета войдет в комнату без Гриши. – Высказываю я гипотезу, глядя на Гришу.
-       Нет! – Приветливо отзывается Гриша. – Вероятность первого события значительно меньше.
Гриша – добрейшей души человек. Мягкий, интеллигентный. Прекрасно играет на рояле. Как-то, перед приездом высокого начальства, директор обходил Институт, осматривал помещения и заглянул, в частности, в один из туалетов.
      - Безобразие! – Обратился он к своей свите. – Или вычистите, или заколотите!
Что легче – вычистить или заколотить? Естественно, что сопровождавший директора завхоз принес громадный гвоздь для капитального строительства, приставил его к двери, заколотил ее, а, вместе с ней и интеллигентного Гришу.
Гриша, конечно, стук слышал, но ему и в голову не пришло, что он имеет к нему самое прямое отношение. Мало ли, почему стучат перед приездом начальства.
Гриша двинулся к выходу, ткнулся в дверь и остолбенело уставился на нее.
«Думал – чья-то дурацкая шутка!» - рассказывал потом Гриша. – «Пошутят – отопрут».
Время, однако, шло, а освобождения не предвиделось. Окошко в туалете маленькое – не вылезти. Орать? – неудобно. Напротив отдел информации. Там одни женщины работают.
Минут через сорок Гриша услышал мужской баритон, и робко подал голос.
Через десять минут возле двери собралось пол-Института. Минут тридцать вытаскивали злополучный гвоздь пока, наконец, в дверях не показался сконфуженный Гриша.

   Ирина отложила свои стихи, и принялась писать статью. Геннадий  с головой погрузился в расчеты. А, мы с Гришей начали обсуждать какие-то тонкости наших рабочих проблем. Причем, помнится, он активно критиковал мою позицию по этому вопросу.
Как раз в этот момент к нам заглянул еще один экспериментатор – Саша, весьма образованный и остроумный человек.
Послушав, минут пять Гришины на меня нападки, спросил, улыбаясь:
-       Знаете, что такое критика теоретика экспериментатором?
-       Ну? – Повернулись мы к нему.
-        Это – критика чистого разума!
Мы посмеялись.
Так закончился этот один из многих дней, проведенных в НИИ, заполненных физикой, математикой, шутками и общением с умными и нестандартными людьми – моими друзьями…

Обыграно название одного из фундаментальных философских трудов Иммануила Канта – «Критика чистого разума».



Комментариев нет:

Отправить комментарий