Верхнее меню

четверг, 3 сентября 2015 г.

                           РУССКИЕ   КИТАЙЦЫ
   
      Судьба подарила мне встречу с человеком удивительной судьбы… Джан-го-лин Николай Иванович, китаец по отцу и русский по матери  (Попович). Когда мы познакомились, он и его милейшая супруга были уже в глубоко преклонном возрасте.
      Родился в Китае. В конце 20-х годов закончил Царскосельский Лицей. Как такое могло случиться?! – Каждый раз слышу я удивленный вопрос, рассказывая об этом факте.  Дело в том, что, обосновавшись в Харбине, русские эмигранты основали там  Лицей, по своим программам и требованиям полностью соответствующий знаменитому Царскосельскому Лицею. Состоялось четыре или пять выпусков воспитанников этого Лицея, многие из которых были китайцами. Николай Иванович был в одном из последних выпусков.
        Когда мы с ним познакомились, был жив еще один из его однокурсников – епископ из Австралии. Николай Иванович, невзирая на возраст, отправился в дальнюю дорогу и повидался с другом своего детства. Талантами Николай Иванович обладал  безграничными. Владел четырнадцатью языками. Ученая степень по химии. Работал корреспондентом в одной из центральных газет Китайской Народной Республики, переводчиком представительства ТАСС в Пекине. Поразительным образом сочетал в себе русского интеллигента с высокообразованным человеком многотысячелетней культуры Китая.


           На фотографии (слева - направо): Т.А.Мешкова, Н.Е.Кириллова, И.П.Джан-го-лин, Н.И.Джан-го-лин, В.В.Мешков.

     После окончания Второй мировой войны группе китайских товарищей, включая Николая Ивановича, пришла в голову весьма рискованная мысль: поехать в Советский Союз с целью оказания ему помощи в деле построения коммунизма.
    Сразу же после приезда всех новоприбывших разъединили и отправили в разные концы Союза. Николаю Ивановичу досталась глухая сибирская деревня, в которой ему не нашли лучшего применения кроме, как возить на волах сено, дрова, навоз и прочее деревенское добро.
    Надо сказать, что телосложения Николай Иванович был хрупкого и тяжелая работа была ему не под силу. Нередко, говорил он мне, ему помогали крепкие сибирские женщины. Устроиться на какую-либо другую работу возможности не представлялось – как только в отделе кадров узнавали, что он из Китая, всякое общение прекращалось. А ведь, он мог преподавать инстранные языки, химию, работать журналистом.
    Николай Иванович чувствовал, что погибает… И тут на помощь пришел еще один его талант. Николай Иванович обладал прекрасным голосом (тенором). Спел в самодеятельности. Понравилось. Попал в область – заметили. От волов освободили. Привезли в Челябинск. Некоторое время выступал там. Познакомился с балериной местного театра оперы и балета - Ириной. Поженились. И, наконец, венцом певческой карьеры Николая Ивановича стало его трудоустройство в Москонцерт, где он и проработал около пятнадцати лет, до самой пенсии, выступая с песнями  “пролетариата многих стран”, благо, проблем с языками у него не было.
      Потом Николай Иванович с супругой переселился в Ленинград, и еще долгие годы водил экскурсии китайцев по Эрмитажу и другим музеям Северной столицы. Обладая огромными знаниями, читал лекции …
      Зрение и здоровье у Николая Ивановича были очень слабые, и он почти не видел собеседника. Но, узнав о моей работе над книгой о Древнем Китае, загорелся и сказал, что с удовольствием будет меня консультировать. Многое, очень многое, главным образом, фактический материал, я почерпнул из книг по истории Китая. Но, Николай Иванович дал мне почувствовать то, о чем нельзя прочитать ни в одной книге и то, что  я называю “волшебным дыханием Китая”. Шутки, притчи, короткие истории, отношения в семье, в дружбе. Восприятие мира, жизни и смерти. Многое из того, что рассказал Николай Иванович, вошло в мою книгу.
      К несчастью, вскоре ушла из жизни Ирина Петровна. А вслед за ней покинул этот мир и сам Николай Иванович Джан-го-лин. Согласно завещанию тела их были кремированы, а прах развеян над Невой…
     
      Моя книга “Полет Дракона” была опубликована в 2006 году с неоценимой помощью еще одного удивительного человека, в далеких предках которого так же были китайцы: Петра Дмитриевича Каволина. Уже в самой структуре фамилии Каволин (Ка-во-лин) звучит напоминание о  ее китайском происхождении.  Увы, Петр Каволин, трагически погиб в автокатастрофе вскоре после публикации книги, оставив троих сыновей…


                                            Петр Каволин

        Спасибо Вам, дорогие Николай Иванович, Ирина Петровна и Петя Каволин! Я Вас никогда не забуду!

Комментариев нет:

Отправить комментарий