Верхнее меню

среда, 3 июня 2015 г.

                                           Ранний   восход

     В 1954 году моя бабушка Нина подарила мне удивительную книгу Льва Кассиля «Ранний восход», которая сразу же стала моей настольной книгой на всю оставшуюся жизнь.

                                           


      Мне было тогда шесть лет, и я уже читал основательно. Одной из первых моих книжек были «Приключения Тома Сойера».  Я мало, что понял, но стал активно таскать сахар из сахарницы (в результате чего сильно отравился), и всячески шкодил. Потом стащил у деда сигарету и закурил. Дурное влияние не прошло мимо бдительного ока бабушки и Том Сойер на некоторое время расстался со мной.
      Подаренная мне бабушкой книга была посвящена Коле Дмитриеву – мальчику, чей талант обещал подарить миру гениального художника.  К несчастью, он  трагически погиб в возрасте 15 лет. Произошло это в 1948 году.

                                                     

                                      Николай Дмитриев (1933 - 1948)
      
      Коля родился в Москве, в семье художников и рисовал с детства. За свои пятнадцать лет жизни, несмотря на очень сложное, в том числе, и военное время, он получил прекрасное художественное образование. А его яркий талант и необыкновенное трудолюбие позволили ему и его живописным работам навсегда остаться в истории живописи.

                                 

                         Н. Дмитриев. Певцы (к рассказу И.С.Тургенева)

      Книга о юном художнике меня буквально заворожила. Тем более, что рисовать я тоже очень любил, и все время просился в художественную школу или в студию. Увы, до восьмого класса я жил и учился в местах, где художественных школ в те времена не было и в помине. А после восьмого класса меня увлекла физика, и искусство на некоторое время отошло на второй план. Так мне и не довелось поучиться живописи серьезно, кроме, как у друзей-художников. Но, произошло это значительно позднее. А вот, книга о Коле Дмитриеве и его ярком, но таком коротком творческом пути, стала для меня моими первыми университетами в рисовании. 

                                                

                                   Н. Дмитриев. Портрет сестры Кати.

Я читал ее и перечитывал. Все время возвращался к ней и, наконец, знал ее, практически, наизусть. С внутренним трепетом рассматривал немногочисленные, приведенные в книге рисунки Коли. Писатель Л. Кассиль  рассказывал, что у мальчика были удивительные, цвета неба, глаза… Мне казалось, что я давно уже знаком с Колей и его родителями, с сестрой Катей и кошкой Ваксой. Даже мысленно советовался с этим необыкновенным мальчиком. Тем более, что Л. Кассиль очень удачно включил в свою художественную книгу отрывки из дневника и писем Коли, в которых он очень глубоко, по-взрослому, старался осмыслить скрытые тайны живописи и рисунка…
     "В живописи я почти совсем перешел с полуватмановской бумаги на тонкую, шершавую. Эта шершавая бумага дает возможность лить акварель, делать ее прозрачной и чистой. Заметил на практике, что большое значение в технике имеет бумага. Как ни странно, рисунков у меня значительно меньше, чем живописи. Это меня сильно смущает. Тянет к цвету". (Из письма Н. Дмитриева другу В. Вольфу).


                                     

                                          Н. Дмитриев. В избе. Акварель.

       Прошло много лет. Я получил образование физика, и долгие годы проработал в НИИ. Но, рисовать все равно продолжал – для себя. Были интересные встречи с людьми и дружба с известными художниками. От них ко мне пришло немало знаний по тонкостям живописного ремесла. Но, с Колей Дмитриевым я все равно не расставался. И, хотя бы, несколько раз в год, но все же открывал любимую с детства книжку. И каждый раз находил в ней что-то новое, на что раньше не обращал внимания.

                                                

                          Н. Дмитриев. Пруд в лагере близ Подмоклова.
                                                       Акварель.




                          Н. Дмитриев. Враг выбит из города! Акварель. 

      Несколько раз мне приходила в голову мысль найти сестру Коли – Катю. Но, почему-то не решался.  И вот, спустя более полувека, уже на седьмом десятке лет жизни я прочитал в интернете о выставке работ Коли Дмитриева, которую организовала в Подмосковье его сестра Екатерина Федоровна Гиппиус. Вот здесь-то я уже не мог удержаться. Сразу же позвонил в подмосковный музей. Там телефона Екатерины Федоровны не знали (или не захотели мне дать без разрешения). Тогда я просто изучил телефонный справочник города Москвы…
     Когда я набирал заветный номер, у меня было ощущение, что я звоню в свое очень далекое детство. Трубку взяла Екатерина Федоровна. Наверное, я очень волновался потому, что причину своего звонка  объяснил довольно сбивчиво. Выяснилось, что Екатерина Федоровна тоже физик! И эта общность профессии, поначалу, несколько запутала понимание ею цели моего звонка. Но вот, все прояснилось, и мы смогли свободно поговорить.
      Надо сказать, что за свою жизнь я повидал немало очень хороших и по-настоящему обаятельных людей. И, тем не менее, был поражен внутренним светом, наполняющим эту удивительную женщину. Уверен: такие души приходят в мир неслучайно.
     Через некоторое время я получил в дар от Екатерины Федоровны еще одну бесценную для меня книгу – недавно изданные дневники ее брата вместе с отзывами людей, которые с ним учились, дружили и хорошо его знали. О некоторых из них я знал еще по книге Л. Кассиля.
     На протяжении нескольких последующих лет я периодически звонил Екатерине Федоровне и, каждый раз, после разговора,  еще долго чувствовал лучащееся тепло семьи Дмитриевых, которое так прекрасно сумел передать Л. Кассиль. Кстати, весь род Дмитриевых исключительно талантлив, и в нем было немало значимых для России людей. Так, например, дядя юного живописца – Владимир Владимирович Дмитриев был выдающимся театральным художником (Википедия).
       И вот,  настал необыкновенно хороший день, когда мне позвонила Екатерина Федоровна и сообщила, что у нас в Петербурге, в музее В. Набокова  состоится выставка рисунков и акварелей ее брата. 



           Открытие выставки в Петербурге. В центре фотографии - Е. Ф. Гиппиус  (Дмитриева) -  родная сестра Коли Дмитриева.



                                     
       Естественно, что я и моя жена (тоже большая поклонница творчества Коли Дмитриева) отбросили все дела и не могли не прийти на ее открытие. Вот так, более, чем 60 лет спустя, девочка Катя с лучистыми, голубыми,  как и у брата, глазами – младшая сестра юноши-художника, который так много мне дал, шагнула к нам навстречу со страниц любимой с детства книги.



                                                  Первая встреча!




  На фотографии: М. И. Бартенева (художник, родственница семьи Дмитриевых),   Е. Ф. Гиппиус (Дмитриева), Н. Е. Кириллова, Мария Ковтун, В. П. Ковтун.



           С Екатериной Федоровной Гиппиус и ее сыном Николаем Гиппиус
                        
       Описать мои ощущения в тот момент времени довольно сложно… На выставке мы познакомились и с сыном Екатерины Федоровны – Колей.  К моему изумлению, он тоже оказался физиком. А на стенах музея были представлены 140 работ так рано ушедшего из жизни Коли Дмитриева… Вот они! – живые, передо мной!  Пейзажи, портреты, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям, очень тонко подмеченные жанровые сценки… Большинство работ были мне неизвестны. А те, которые я знал по репродукциям, смотрелись совсем иначе, чем на страницах книги – свежо и ярко. В том юном возрасте у Коли уже было совершенное чувство цвета и свой, индивидуальный почерк большого художника. И в рисунке и в живописи. Я смотрел на эти мастерские акварели и, уже в который раз в моей жизни, в душе поднималось чувство протеста… Если бы не тот страшный случай – Коля творил бы и сегодня. И можно только гадать, какие прекрасные миры подарил бы нам этот удивительный юноша, став взрослым Мастером… Но, даже то, что он успел создать и, что мы видим сегодня, не просто радует взор, но и, как и любое настоящее произведение искусства, побуждает нас задуматься о Любви, Красоте и Вечности…
     Искусство Коли Дмитриева продолжает волновать многих ценителей живописи и потому оно бессмертно! Спустя почти 70 лет после  безвременного ухода Коли ему посвящают стихи… Я о многом расспрашивал Екатерину Федоровну. О родителях, о друзьях Коли, об их судьбе, о других персонажах книги «Ранний восход»...
      Мы встретились еще раз, спустя месяц, на закрытии выставки. Взяли с собой и нашу десятилетнюю внучку Машеньку – тоже частенько берущую в руки краски и кисточки. И вот, тут-то нам троим выпала честь бережно взять в руки работы юного Мастера.  Мы помогали Екатерине Федоровне и ее сыну Коле их упаковывать. Я искоса посматривал на нашу Марию: в обычной жизни она…ну, уж точно любительница пошалить. А здесь притихла, преобразилась, сосредоточилась, подолгу рассматривала каждую акварель, затем бережно, как драгоценность, снимала со стены и приносила нам для упаковки. И за это тебе тоже большое спасибо, дорогой Коля!


Коленьке Дмитриеву посвящается...

Такая маленькая жизнь
Так многое в себя вместила
И целый мир нам подарила,
В котором фальши нет и лжи.

Сосновый лес, в нём птичьи трели,
Берёз шумящих голоса,
Былин и сказок чудеса
В его воздушных акварелях.

Они влекут нас за собой
В обилье солнечного света
И в свежесть пасмурного лета
Своей правдивой красотой.

И как Всеведущий Господь
Нам отпускает прегрешенья,
Так дарит Мир и Утешенье
Бумаги чуть шершавой плоть.

Размытых линий волшебство…
Звучаньем тающей капели
Вдруг оживают акварели
Под кистью трепетной его…


  Стихи взяты с сайта:  http://kolyadmitriev.narod.ru


2 комментария:

  1. Это, без преувеличения, гений !

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Иванова28 апреля 2022 г. в 01:39

    Добрый день ,Владимир!
    С большим удовольствием прочитала Вашу статью!
    Я познакомилась с книгой «Ранний восход « в 1971 году ( мне исполнилось 10 лет)
    И перечитывала ее много раз!
    А два года назад моя семья познакомилась с художником Вилалием Евгеньевичем Вольфом!
    Он учился в художественной школе вместе с Колей!
    Очень любил его и дружил с ним!
    Он и сейчас с большой любовью рассказывает о нем!
    Ему 1 февраля исполнилось 89 лет!
    Они с Колей были ровесниками!

    ОтветитьУдалить