Грузия. Друзья.
Времена
меняются. Меняется политический строй. Возникают и разрушаются государства. На
место ушедших людей приходят другие люди. С иными взглядами и менталитетом. Что
не меняется? – Не меняются настоящая дружба и то хорошее, что осталось в памяти
и, что нельзя уже изменить.
Я считал
Грузию своей страной так же, как был убежден в том, что вся территория от
Кавказских гор до Владивостока принадлежит грузинам, и другим народам моей
огромной страны. Это было очень хорошее чувство, обогащающее душу. Меня
интересовало все – грузинская культура, история, искусство. То же самое я могу сказать об Армении (где
родился) и Азербайджане, где жил и учился до восьмого класса. К сожалению, все это закончилось. Остались
друзья. И вне зависимости от того, какое на дворе время и куда дует
политический ветер, они любят меня, а я их. Прошла четверть века с того
времени, как я покинул Грузию, а они до сих пор ухаживают за могилой моего
отца… Низкий им поклон! Какой мерой можно оценить такую заботу? – Нет такой
меры! Наша дружба бесценна!
Тбилиси
того времени, в котором я там жил, был
удивительно разнообразным городом. Интересным городом. Кипучим и, что очень
важно - творческим. Надеюсь, таким и остался. Древняя грузинская культура, не
растворяясь, впитала в себя русскую, армянскую, азербайджанскую. На улице,
познакомившись со случайным человеком, вполне можно было с легкостью и с живым
интересом обсудить картины Пиросмани, творчество Льва Толстого или
международную обстановку. А можно было попасть на случайную пирушку, и через
десять минут почувствовать себя там своим человеком. Глубокое самобытное
искусство, обычаи, пришедшие из глубины веков, высокий уровень науки. Удивительная
доброта грузин и готовность в любую минуту броситься на помощь. Мы, русские, жившие
там, обогащались этим плодородным пластом культуры и по-настоящему любили ее.
Обретали верных друзей. Было ли плохое? – наверное, было. А что, у нас в России
его нет? Просто плохое даже, если оно травмирует, обтекает настоящих людей, не
задевая их сути.
С той
далекой поры русская диаспора в Грузии уменьшилась в шесть раз. Дипломатические
отношения между странами разорваны. Молодые грузины не знают русской культуры и
языка. А, в России, в которой, практически, в каждой семье были свои друзья и знакомые
грузины, очень многие сейчас просто
ничего не знают о Грузии. И, наконец,
2008 год довершил общую картину разрушения наших культурных связей. Я не
знаю, будут ли американцы и европейцы, проявлять такую же любовь и искренний
интерес к грузинской культуре и народу, какие были у нас – живших в Грузии
русских. Но, это – отношения грузин и американцев. Меня они не касаются. Просто
я точно знаю, что мне лично нехватает общения с грузинами. Слава Богу, в Грузии
у меня остались друзья! Они у меня есть во всех трех республиках Закавказья.
Армения и Азербайджан это – мое детство, и мои друзья, живущие там, тоже из
раннего детства. О них я с любовью расскажу отдельно. Но, начну с Грузии, так
как прожил там дольше всего – 27 лет.
Не я один
тоскую по Грузии. В Петербурге живет
очень талантливый человек (тоже бывший тбилисец) – Юра Санников, геофизик, автор
многих замечательных стихов и глубоких песен, которые я часто перечитываю и
переслушиваю. Некоторые из них посвящены нашей тбилисской жизни. Вот, например,
одна из них: "Саша с Людой жили-были, жили на Марджанишвили…" Я люблю ее более других. Эта песня прекрасно отражает нашу
молодость и дух, которым мы жили…(исполняет автор)
Итак, мои
дорогие тбилисские друзья… Юра Метревели и Тамара Басилашвили, Авелина Давитулиани
и Гела Квачантирадзе, Изабелла Мхитарян и Ирина Яшвили, Тимур Абесадзе, Алико Тугуши, Боря Джанджгава, Лаура
Гарибашвили и Лали Канделаки. Джованни, Марина и Бруно Вепхвадзе, Тина Викторовна, Нино и Ираклий Мирианашвили…Армен и Карина Зурабовы, Анна Смирнова, Сёма Пирумов, Юра Санников, Саак Арутюнов, Ирина Караханова, Александр и Наталья Каминские. ..Всех
и не перечислить.
Автандил
Бахтадзе… – тебя уже нет среди живых. Ты обладал обширными знаниями и мог
часами читать наизусть стихи русских поэтов серебряного века. Бесконечно любил
музыку И. С. Баха. Был настоящим грузином и преданным товарищем. Светлая тебе
память, дорогой друг!
О своих друзьях я могу рассказывать
бесконечно. Я многому у них научился. И не в последнюю очередь – тонкому
тбилисскому юмору.
Об одном из
друзей, перед огромным талантом и мастерством которого я преклоняюсь и дружбой
с которым горжусь, мне хочется сегодня рассказать.
Джованни
Первая встреча
автопортрет
О
выдающемся художнике, с мировым именем, - Джованни Вепхвадзе я слышал немало.
Видел несколько его работ на выставках. Знал, что он – художник в третьем
поколении. Что дед и отец его тоже знамениты. Мой тбилисский товарищ Володя Васин
был его учеником и много, с восторгом о нем рассказывал, называя учителя–
Маэстро. Ну, еще бы! Совершенное владение техникой старых мастеров. Блестящий
педагог. Абсолютное знание итальянского языка – большинство итальянских
фильмов, демонстрировавшихся тогда в Грузии, синхронно переводил Джованни. При
этом Володя очень точно пересказывал и изображал какие-то яркие, индивидуальные
черточки этого замечательного человека.
Видимо, и
Володя что-то рассказал Джованни о физике, который рисует в свободное время,
потому, что через некоторое время Володя сообщил мне, что в такой-то день мы
можем посетить мастерскую Маэстро вдвоем.
- Но,
имей в виду! – предупредил он меня. – Джованни очень своеобразный человек.
Нестандартный. Если тебе что-то покажется странным, просто не обращай внимания.
Надо ли
говорить, с каким внутренним трепетом я шел на эту первую встречу с Мастером.
Мастерская знаменитого живописца располагалась в старом доме на
проспекте Руставели. Дверь нам открыл очень приветливый, красивый человек с
миндалевидными восточными глазами. Оказалось, что мы с ним – ровесники.
Ступив за
порог, я сразу же погрузился в атмосферу высокого искусства. На стенах висели
портреты, исполненные с таким мастерством, что я невольно вспомнил Рембрандта.
Лица людей на них жили своей глубокой внутренней жизнью. Не менее прекрасны
были и натюрморты.
Джованни. Уголок художника.
«Это ж надо! Так любить натуру!» – подумал я. – «Все
переливы шелка и парчи, таинственный свет хрусталя и тусклый блеск старинного
серебряного бокала - все передано так живописно и абсолютно достоверно!» - и
опять вспомнил старых голландских мастеров Метсю и Терборха.
«Можно
подумать, что автор жил в это время!» - это первая мысль, которая пришла мне на
ум, когда я разглядывал многочисленные жанровые сценки на улицах старого города.
Много позднее я понял, что Джованни не жил в Тифлисе 19-го века, а ПРОДОЛЖАЕТ
ТАМ ЖИТЬ .
Когда
осмотр картин закончился и мы уселись, зашел разговор о живописи. О, это было
необыкновенно интересно! Речь хозяина мастерской была изысканна и красочна, как
и его живопись. В тот день я узнал о технике живописи гораздо больше, чем из
всех прочитанных мной до этого книг по искусству. Я пользовался моментом и
задавал вопросы, на которые тут же получал исчерпывающие ответы. Помнится,
Джованни, рассказывая о Тициане, воскликнул: я бы дорого дал за возможность
хотя бы час посмотреть, как он работает!
Для
понимания дальнейшего развития событий следует рассказать, как мы расположились
в довольно просторной мастерской. Хозяин – на каком-то старом диванчике. Рядом
с ним стоял еще один стул. Володя в стороне на другом стуле! Я – подальше, по
диагонали, напротив Маэстро.
В
какой-то момент времени Джованни неожиданно прервал свою возвышенную речь, взгляд
его застыл на мне, а на лице появилось очень странное выражение. Не отрывая от
меня взгляда, он медленно встал с дивана и, так же медленно и неестественно
высоко поднимая ноги, двинулся вбок, через всю мастерскую, к старому,
заляпанному краской шкафу. Добравшись до
шкафа, Маэстро сунул за него руку и извлек…что бы вы думали?! – мелкокалиберную
винтовку!
Затем
он тем же манером, так же гипнотизируя меня взглядом, вернулся к дивану,
бесшумно придвинул к себе стул, опустился на одно колено, пристроил винтовку на
стуле и…тщательно в меня прицелился.
Ход
мыслей в моей голове мгновенно ускорился в неизмеримое число раз!
«Если
тебе что-то покажется странным, просто не обращай внимания». – вспомнил я
фразу, сказанную Васиным.
Ничего себе – «не обращай внимания»!
Интересно, он всех посетителей убивает или через одного? Вроде, я ничем его не
обидел.
Я
перевел взгляд на Васина – тот сидел спокойно и, по-моему, наслаждался
ситуацией.
«Негодяй!» - мысленно обозвал я его – «Привел на убой и сидит
довольный!».
В
поисках выхода из крайне опасной ситуации (я вырос в семье военного и меня
приучили к очень осторожному обращению с оружием) я не исключал и такого
варианта: прыгнуть на хозяина и вырвать винтовку из его рук. Увы, я сидел
слишком далеко. Не успею. Получу пулю в живот.
Ну…что
ж! Если так - пусть видит, как мужественно, без страха, умирают физики!
Я
гордо выпрямился на своем стуле, расправил плечи и заставил себя успокоиться.
Это возымело свое действие, потому, что в следующий момент времени я заметил,
что линия стрельбы проходит, вроде бы, мимо меня. Да и стрелок, похоже,
все-таки не на меня смотрит, а куда-то за меня. Еще минута-две тревожного
ожидания, и Маэстро, поднявшись с колена, громко произнес:
- Убежала, сволочь!
Спустя
секунду все разъяснилось: в мастерскую Джованни периодически наведывались
крысы. Портили мебель и холсты. Вот хозяин и расправлялся с ними таким
нестандартным методом. Я вежливо (как англичанин – уголками губ) посмеялся, но,
противная дрожь в моих коленках унялась все-таки не сразу.
С той
первой знаменательной встречи мы с Джованни встречались не раз. Увы, не так
часто, как хотелось бы. Занят делом был он и занят был я. Несколько раз Маэстро
бывал у меня дома. Каждый раз такая встреча была событием. Джованни – настоящий
мастер устного рассказа. Мы слушали его, раскрыв рот. Каждый из его рассказов,
полных искрящегося юмора и неожиданных поворотов в ситуации, заслуживает того, чтобы его изложили в
литературной форме. Впрочем, позднее Джованни успешно сделал это и сам,
опубликовав книгу «Записки художника». Эту книгу, в каждой строке которой я
узнавал своего замечательного друга, я получил от него в подарок будучи уже жителем
Санкт-Петербурга. А однажды (знаменательный день!) я имел даже честь писать этюд рядом с Джованни в одном из
районов старого Тбилиси.
Надо
сказать, что сын Джованни – Бруно – тоже художник. И еще какой! Это уже
четвертое поколение художников рода Вепхвадзе.
Заканчивая
этот первый из рассказов о Джованни, я подумал – чтобы такого хорошего, в плюс к здоровью и новым творческим успехам, пожелать
моему другу и его выдающемуся роду?... Вспомнил, что недавно была передача об
одном из потомков великого Конфуция – кажется, в 74-ом поколении. Так вот, дорогой
Джованни, – хотелось бы, чтобы через две с половиной тысячи лет на Земле тоже жил, творил и радовал людей очередной замечательный художник по фамилии
Вепхвадзе. Уверен, что так и будет! Вот имени его я, правда, не знаю. Но,
полагаю, для его родителей это не будет большой проблемой: если порядковый
номер новорожденного малыша будет иметь юбилейный вид, то пусть его назовут Джованни!
Короткую информацию о творчестве всех
четырех мастеров вы можете посмотреть по адресу
http://blog.i.ua/community/1952/699315/ А более подобно работы Джованни можно увидеть
здесь: http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=5262&iid=67521
- вы получите большое удовольствие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий