Верхнее меню

суббота, 16 мая 2015 г.

                                                   Грузия.  Друзья.

      Времена меняются. Меняется политический строй. Возникают и разрушаются государства. На место ушедших людей приходят другие люди. С иными взглядами и менталитетом. Что не меняется? – Не меняются настоящая дружба и то хорошее, что осталось в памяти и, что нельзя уже изменить.
      Я считал Грузию своей страной так же, как был убежден в том, что вся территория от Кавказских гор до Владивостока принадлежит грузинам, и другим народам моей огромной страны. Это было очень хорошее чувство, обогащающее душу. Меня интересовало все – грузинская культура, история, искусство.  То же самое я могу сказать об Армении (где родился) и Азербайджане, где жил и учился до восьмого класса.  К сожалению, все это закончилось. Остались друзья. И вне зависимости от того, какое на дворе время и куда дует политический ветер, они любят меня, а я их. Прошла четверть века с того времени, как я покинул Грузию, а они до сих пор ухаживают за могилой моего отца… Низкий им поклон! Какой мерой можно оценить такую заботу? – Нет такой меры! Наша дружба бесценна!
     Тбилиси того времени, в котором я  там жил, был удивительно разнообразным городом. Интересным городом. Кипучим и, что очень важно - творческим. Надеюсь, таким и остался. Древняя грузинская культура, не растворяясь, впитала в себя русскую, армянскую, азербайджанскую. На улице, познакомившись со случайным человеком, вполне можно было с легкостью и с живым интересом обсудить картины Пиросмани, творчество Льва Толстого или международную обстановку. А можно было попасть на случайную пирушку, и через десять минут почувствовать себя там своим человеком. Глубокое самобытное искусство, обычаи, пришедшие из глубины веков, высокий уровень науки. Удивительная доброта грузин и готовность в любую минуту броситься на помощь. Мы, русские, жившие там, обогащались этим плодородным пластом культуры и по-настоящему любили ее. Обретали верных друзей. Было ли плохое? – наверное, было. А что, у нас в России его нет? Просто плохое даже, если оно травмирует, обтекает настоящих людей, не задевая их сути.
       С той далекой поры русская диаспора в Грузии уменьшилась в шесть раз. Дипломатические отношения между странами разорваны. Молодые грузины не знают русской культуры и языка. А, в России, в которой, практически, в каждой семье были свои друзья и знакомые грузины,  очень многие сейчас просто ничего не знают о Грузии. И, наконец,  2008 год довершил общую картину разрушения наших культурных связей. Я не знаю, будут ли американцы и европейцы, проявлять такую же любовь и искренний интерес к грузинской культуре и народу, какие были у нас – живших в Грузии русских. Но, это – отношения грузин и американцев. Меня они не касаются. Просто я точно знаю, что мне лично нехватает общения с грузинами. Слава Богу, в Грузии у меня остались друзья! Они у меня есть во всех трех республиках Закавказья. Армения и Азербайджан это – мое детство, и мои друзья, живущие там, тоже из раннего детства. О них я с любовью расскажу отдельно. Но, начну с Грузии, так как прожил там дольше всего – 27 лет.
       Не я один тоскую по Грузии.  В Петербурге живет очень талантливый человек (тоже бывший тбилисец) – Юра Санников, геофизик, автор многих замечательных стихов и глубоких песен, которые я часто перечитываю и переслушиваю. Некоторые из них посвящены нашей тбилисской жизни. Вот, например, одна из них: "Саша с Людой жили-были, жили на Марджанишвили…" Я люблю ее более других. Эта песня прекрасно отражает нашу молодость и дух, которым мы жили…(исполняет автор)




       Итак, мои дорогие тбилисские друзья… Юра Метревели и Тамара Басилашвили, Авелина Давитулиани и Гела Квачантирадзе,  Изабелла Мхитарян и Ирина Яшвили, Тимур Абесадзе, Алико Тугуши, Боря Джанджгава, Лаура Гарибашвили и Лали Канделаки. Джованни, Марина и Бруно Вепхвадзе, Тина Викторовна, Нино и Ираклий Мирианашвили…Армен и Карина Зурабовы, Анна Смирнова, Сёма Пирумов, Юра Санников, Саак Арутюнов, Ирина Караханова, Александр и Наталья Каминские. ..Всех и не перечислить.
      Автандил Бахтадзе… – тебя уже нет среди живых. Ты обладал обширными знаниями и мог часами читать наизусть стихи русских поэтов серебряного века. Бесконечно любил музыку И. С. Баха. Был настоящим грузином и преданным товарищем. Светлая тебе память, дорогой друг!
     О своих друзьях я могу рассказывать бесконечно. Я многому у них научился. И не в последнюю очередь – тонкому тбилисскому юмору.
     Об одном из друзей, перед огромным талантом и мастерством которого я преклоняюсь и дружбой с которым горжусь, мне хочется сегодня  рассказать.

                                                       Джованни
                                                          Первая встреча



                                                                                                   автопортрет


       О выдающемся художнике, с мировым именем, - Джованни Вепхвадзе я слышал немало. Видел несколько его работ на выставках. Знал, что он – художник в третьем поколении. Что дед и отец его тоже знамениты. Мой тбилисский товарищ Володя Васин был его учеником и много, с восторгом о нем рассказывал, называя учителя– Маэстро. Ну, еще бы! Совершенное владение техникой старых мастеров. Блестящий педагог. Абсолютное знание итальянского языка – большинство итальянских фильмов, демонстрировавшихся тогда в Грузии, синхронно переводил Джованни. При этом Володя очень точно пересказывал и изображал какие-то яркие, индивидуальные черточки этого замечательного человека.
       Видимо, и Володя что-то рассказал Джованни о физике, который рисует в свободное время, потому, что через некоторое время Володя сообщил мне, что в такой-то день мы можем посетить мастерскую Маэстро вдвоем.
       - Но, имей в виду! – предупредил он меня. – Джованни очень своеобразный человек. Нестандартный. Если тебе что-то покажется странным, просто не обращай внимания.
      Надо ли говорить, с каким внутренним трепетом я шел на эту первую встречу с Мастером.
       Мастерская знаменитого живописца располагалась в старом доме на проспекте Руставели. Дверь нам открыл очень приветливый, красивый человек с миндалевидными восточными глазами. Оказалось, что мы с ним – ровесники.
       Ступив за порог, я сразу же погрузился в атмосферу высокого искусства. На стенах висели портреты, исполненные с таким мастерством, что я невольно вспомнил Рембрандта. Лица людей на них жили своей глубокой внутренней жизнью. Не менее прекрасны были и натюрморты.


                                               Джованни. Уголок художника.

    «Это ж надо! Так любить натуру!» – подумал я. – «Все переливы шелка и парчи, таинственный свет хрусталя и тусклый блеск старинного серебряного бокала - все передано так живописно и абсолютно достоверно!» - и опять вспомнил старых голландских мастеров Метсю  и Терборха.
      Но, особенно меня поразили картины, изображавшие виды старого Тифлиса. Причем, Тифлиса 19-го века!




      «Можно подумать, что автор жил в это время!» - это первая мысль, которая пришла мне на ум, когда я разглядывал многочисленные жанровые сценки на улицах старого города. Много позднее я понял, что Джованни не жил в Тифлисе 19-го века, а ПРОДОЛЖАЕТ ТАМ ЖИТЬ .
        Когда осмотр картин закончился и мы уселись, зашел разговор о живописи. О, это было необыкновенно интересно! Речь хозяина мастерской была изысканна и красочна, как и его живопись. В тот день я узнал о технике живописи гораздо больше, чем из всех прочитанных мной до этого книг по искусству. Я пользовался моментом и задавал вопросы, на которые тут же получал исчерпывающие ответы. Помнится, Джованни, рассказывая о Тициане, воскликнул: я бы дорого дал за возможность хотя бы час посмотреть, как он работает!
         Для понимания дальнейшего развития событий следует рассказать, как мы расположились в довольно просторной мастерской. Хозяин – на каком-то старом диванчике. Рядом с ним стоял еще один стул. Володя в стороне на другом стуле! Я – подальше, по диагонали, напротив Маэстро.
        В какой-то момент времени Джованни неожиданно прервал свою возвышенную речь, взгляд его застыл на мне, а на лице появилось очень странное выражение. Не отрывая от меня взгляда, он медленно встал с дивана и, так же медленно и неестественно высоко поднимая ноги, двинулся вбок, через всю мастерскую, к старому, заляпанному краской шкафу.  Добравшись до шкафа, Маэстро сунул за него руку и извлек…что бы вы думали?! – мелкокалиберную винтовку!
         Затем он тем же манером, так же гипнотизируя меня взглядом, вернулся к дивану, бесшумно придвинул к себе стул, опустился на одно колено, пристроил винтовку на стуле и…тщательно в меня прицелился.
         Ход мыслей в моей голове мгновенно ускорился в неизмеримое число раз!
        «Если тебе что-то покажется странным, просто не обращай внимания». – вспомнил я фразу, сказанную Васиным.
          Ничего себе – «не обращай внимания»! Интересно, он всех посетителей убивает или через одного? Вроде, я ничем его не обидел.
           Я перевел взгляд на Васина – тот сидел спокойно и, по-моему, наслаждался ситуацией.
          «Негодяй!» - мысленно обозвал я его – «Привел на убой и сидит довольный!».
           В поисках выхода из крайне опасной ситуации (я вырос в семье военного и меня приучили к очень осторожному обращению с оружием) я не исключал и такого варианта: прыгнуть на хозяина и вырвать винтовку из его рук. Увы, я сидел слишком далеко. Не успею. Получу пулю в живот.
           Ну…что ж! Если так - пусть видит, как мужественно, без страха, умирают физики!
           Я гордо выпрямился на своем стуле, расправил плечи и заставил себя успокоиться. Это возымело свое действие, потому, что в следующий момент времени я заметил, что линия стрельбы проходит, вроде бы, мимо меня. Да и стрелок, похоже, все-таки не на меня смотрит, а куда-то за меня. Еще минута-две тревожного ожидания, и Маэстро, поднявшись с колена, громко произнес:
-       Убежала, сволочь!
         Спустя секунду все разъяснилось: в мастерскую Джованни периодически наведывались крысы. Портили мебель и холсты. Вот хозяин и расправлялся с ними таким нестандартным методом. Я вежливо (как англичанин – уголками губ) посмеялся, но, противная дрожь в моих коленках унялась все-таки не сразу.
        С той первой знаменательной встречи мы с Джованни встречались не раз. Увы, не так часто, как хотелось бы. Занят делом был он и занят был я. Несколько раз Маэстро бывал у меня дома. Каждый раз такая встреча была событием. Джованни – настоящий мастер устного рассказа. Мы слушали его, раскрыв рот. Каждый из его рассказов, полных искрящегося юмора и неожиданных поворотов в ситуации,  заслуживает того, чтобы его изложили в литературной форме. Впрочем, позднее Джованни успешно сделал это и сам, опубликовав книгу «Записки художника». Эту книгу, в каждой строке которой я узнавал своего замечательного друга, я получил от него в подарок будучи уже жителем Санкт-Петербурга. А однажды (знаменательный день!) я имел даже  честь писать этюд рядом с Джованни в одном из районов старого Тбилиси.
      Надо сказать, что сын Джованни – Бруно – тоже художник. И еще какой! Это уже четвертое поколение художников рода Вепхвадзе.
      Заканчивая этот первый из рассказов о Джованни, я подумал – чтобы такого хорошего, в плюс к здоровью и новым творческим успехам, пожелать моему другу и его выдающемуся роду?... Вспомнил, что недавно была передача об одном из потомков великого Конфуция – кажется, в 74-ом поколении. Так вот, дорогой Джованни, – хотелось бы, чтобы через две с половиной тысячи лет  на Земле тоже жил, творил и радовал людей  очередной замечательный художник по фамилии Вепхвадзе. Уверен, что так и будет! Вот имени его я, правда, не знаю. Но, полагаю, для его родителей это не будет большой проблемой: если порядковый номер новорожденного малыша будет иметь юбилейный вид, то пусть его назовут  Джованни!
     Короткую информацию о творчестве всех четырех мастеров вы можете посмотреть по адресу  http://blog.i.ua/community/1952/699315/  А более подобно работы Джованни можно увидеть здесь: http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=5262&iid=67521  - вы получите большое удовольствие.

       


Комментариев нет:

Отправить комментарий