Верхнее меню

среда, 14 сентября 2016 г.


История из моей далекой, ранней юности… Воспоминания о замечательном человеке – Гусейнове Гейюме Керимовиче.
( моим азербайджанским друзьям посвящается).

   Жизнь нередко дарит нам встречи с людьми, понимание масштаба личности которых приходит к нам, увы, значительно позднее.
    С 1957 г. по 1963 г. я жил и учился в Азербайджане, в городе Ленкорань, где в танковом полку служил мой отец. Нашим соседом в военном городке был военврач-фронтовик, прошедший всю войну, Гусейнов Гейюм Керимович.
     Я прекрасно помню этого очень скромного, приветливого, глубоко интеллигентного человека. Было в нем какое-то внутреннее благородство, что-то такое, что вызывало к нему безграничное доверие. Говорил он тихим голосом и так хорошо и задушевно, что даже после короткого разговора с ним сразу поднималось настроение.


          Гусейнов Гейюм Керимович. Фотография 1955 года.

       Наши дома стояли рядом, и семьи наши тоже дружили. А я дружил с его племянником Ашрафом, который был несколько старше меня. 


                          Ашраф и я в Ленкорани

Иногда из Баку приезжал старший брат Ашрафа – Самед, спортсмен-борец атлетического телосложения. Очень спокойный и доброжелательный человек. К сожалению, рано ушедший из жизни.
     В доме Гейюма Керимовича жила его сестра, и еще один маленький замечательный человечек (как я понимаю, тоже племянница хозяина дома) – девочка лет пяти-шести по имени Саадат.
       Внешность этой чудо-девочки тоже была удивительной: большие темные глаза и тонкие черные брови, крыльями взлетавшие к вискам. Таких я больше ни у кого не видел.
       Я, неразумный тогда шести-семиклассник, встретив девочку во дворе, иногда подразнивал её:
     – Привет, солдат!
      Реакция всегда была одна и та же: черные бровки взлетали еще выше, а глаза смотрели на меня удивленно и обиженно.
-     Я не солдат! Я – Саадат!
И мне становилось немного стыдно за свою глупую шутку.
Повстречав меня во дворе, Гейюм Керимович всегда интересовался моей учебой и книгами, которые я читаю. Помнится, я только что прочитал «Графа Монте-Кристо», и сказал ему об этом.
Мы сели на скамейку, и Гейюм Керимович с удовольствием стал обсуждать со мной все перипетии этого замечательного романа. При этом он поразил меня тем, что помнил все имена и события гораздо лучше меня, только что прочитавшего эту книгу. И причину этого я сейчас понимаю: я книгу «проглотил», а он ее в свое время ПРОЧИТАЛ.
В 1961 г. мой отец на учениях попал в тяжелейшую аварию. На скользкой дороге перевернулась грузовая машина. Из шести человек погибли трое. Отец, казалось, отделался легче всех: сильный удар, пришёлся на левую сторону лица.
Однако, позднее опухоль на лице стала увеличиваться. Анализ показал страшный результат: саркома!
Это прозвучало, как приговор…и означало скорый конец.
В тбилисском госпитале была сделана операция – удалена большая часть лицевой кости.
 Всё это тяжелое время мама была с отцом, а я оставался в Ленкорани с бабушкой.
Семья Гусейновых ни на день не оставляла нас без своей помощи и внимания. Много позднее бабушка рассказала мне, что Гейюм Керимович сказал моей матери:
- Ирина! Пока Вова (так меня все звали в то время) не станет совершеннолетним, я буду отдавать вам половину своей зарплаты.
Повторный анализ после операции показал: диагноз был ошибочным. И такая сложная операция тоже была не нужна!
Отец остался в армии, прожил еще много лет и дослужился до высоких воинских должностей (службу он закончил начальником штаба тыла Закавказского Военного Округа). Об аварии и врачебной ошибке напоминали только глубокий шрам на лице и протез, который отец должен был носить постоянно.
А в моей душе навсегда осталась жить бесконечная благодарность Гейюму Керимовичу Гусейнову, готовому в трудную минуту заменить мне отца!
Потом отца перевели служить в Тбилиси, и я навсегда расстался с Ленкоранью – любимым городом моего детства, в котором и по сей день живут мои друзья-одноклассники.
С Гейюмом Керимовичем связь не терялась. Родители постоянно с ним переписывались. Дважды он приезжал к нам в гости. Приезжал к нам и его племянник Ашраф. А вот, Саадат я больше никогда не видел. В 1974 году отец ездил по службе в Баку и навестил семью Гусейновых, которые тоже переехали жить в этот город. Рассказал, что Саадат стала настоящей красавицей и привез нам ее фотографию.


Саадат Гусейнова - маленькое чудо, ставшее прекрасной девушкой.
                                     Фотография 1974 г.

Гейюм Керимович ушел из жизни в конце семидесятых годов.
Связь с Ашрафом и Саадат, увы, прервалась. Где они сейчас, и какова их судьба я тоже не знаю.
Но, я часто вспоминаю этих замечательных друзей моей юности, и мысленно желаю им всего самого доброго.
Недавно, вспоминая настоящего большого друга нашей семьи, я попробовал найти дополнительную информацию о нем в интернете. Нашлись два документа о награждении старшего лейтенанта медицинской службы Гейюма Керимовича Гусейнова орденом «Красная Звезда» и орденом «Отечественной Войны» II-ой степени. Вот эти документы:




Скольких же людей спас от смерти этот замечательный человек! И как мало я знал о нем….


Комментариев нет:

Отправить комментарий