Верхнее меню

среда, 24 июня 2015 г.

                Парад Победы  24 июня 1945 года
    (Из воспоминаний моего отца Ковтуна Павла Филипповича – участника Парада Победы)

        

    В честь Великой Победы 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы. На нем я так же водил свою подружку ИСУ – 152. О Параде Победы немало написано и даже имеется кинофильм. Водить такую тяжелую машину в 46 тонн по Красной площади было ответственное дело.

     Во-первых, из Кузьминок, где мы стояли, до Красной площади надо было проехать около 30 километров. Выезжали в Москву в ночь, предшествующую Параду, и сосредотачивались в парадном строю на улице Горького (теперь Тверской проспект), перед Историческим музеем. Шли четырьмя колоннами. Моя машина была в 4-ом ряду, что было труднее нам держать равнение в шеренге, чем другим, идущим справа от меня. Дело в том, что при Сталине на боевых машинах все люки закрывались, и наблюдение для равнения в шеренге командир ИСУ – 152 вёл только через перископ, и мне , как механику-водителю, давал соответствующие команды по ТПУ (танковое переговорное устройство): “Больше газу!”, “Меньше газу!” и т.д. А равнение по колонне я держал сам, смотря через триплекс лючка механика-водителя.
    Надо сказать, что за неделю до Парада на Красной площади мы ночью проводили тренировочное прохождение на боевой технике, как это должно быть проделано на параде.

        Перед парадом командир и механик-водитель давали подписку, что машина исправна и не остановится. А где гарантия этому? Машины – выпуска военного времени и могли появиться неожиданно любые неисправности. А особый отдел за нами следил пристально.Так что, на Параде в Москве, при Сталине, машину водить, можно было и в тюрьму угодить.

         Наконец, я водил свою подружку и на третьем параде 7 ноября 1945 года. Слава Богу, все три парада для меня обошлись благополучно, а за Парад Победы получил благодарственную грамоту от Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.
         Хотя, был случай, не сработай я профессионально,  могло бы обернуться большой трагедией. На Параде Победы, уже пройдя Красную Площадь, обойдя церковь Василия Блаженного слева, мы значительно увеличивали скорость и по набережной р. Москвы быстро уходили от Красной площади. Слева на тротуарах стояла масса людей. Махали нам, забрасывали цветами, но так они близко стояли, что  надо было держать ухо востро, что бы кого-нибудь не раздавить. И вдруг наш маршрут поворачивал вправо. Я нажимаю на правый рычаг управления, а моя ИСУ – 152 не поворачивается. Вот уже ствол орудия над головами людей… Еще секунда, если не удасться повернуть машину, а затормозить на месте уже поздно, то трагедия неминуема для стоящих людей, а для меня – большая тюрьма. Оставалось какое-то мгновение для выхода из этой ситуации. Только благодаря хорошему знанию устройства и возможностей ПМП (планетарного механизма поворота), я перевожу левый рычаг в первое положение, а правый рычаг – во второе положение, и так быстро и резко, что машина вдруг повернулась вправо, и я смог повести ее по нужному направлению. Лишь ствол орудия прошел над головами людей. Правда, они в ужасе попятились назад. Но, их было много, стояли так плотно, что это не спасло бы положения.
       Сердце уже было в пятках, меня прошиб холодный пот. И счастье мое, что пронесло, беды не случилось.

В чем же секрет моего спасения? В том, что зная хорошо ПМП, я своим действием смог мгновенно, без переключения передачи, так как времени уже не было для такой операции, уменьшить скорость машины в 1,35 раза, и в результате резкого прижатия ленты к барабану смог за мгновение развернуть машину. Это спасло и меня и людей.
     Выехав за Москву, сделали остановку. Я выключил (двигатель) и открыл задний люк, чтобы посмотреть, почему тормозная лента не зажимала правый ПМП. Когда открыл, то увидел – все забрызгано консталином (жароустойчивая смазка), которая попадала на барабан ПМП под тормозную ленту, и торможения на смазке не получалось. Оказалось, причиной было то, что один из членов экипажа (младший механик) шприцевал выжимные чашки ПМП и перестарался – много забил туда консталина. Сальник под давлением и (действием) высокой температуры пробило, и консталин прорвался из выжимной чашки. Здесь уже никак не подходила пословица: кашу маслом не испортишь! Наоборот – могло обернуться большой бедой. Вот как бывает с техникой, если не умеешь с ней обращаться.

                                            (Воспоминания отца написаны в 1993 году).



Комментариев нет:

Отправить комментарий