КАК МЕНЯ УЧИЛИ
РИСОВАТЬ
Картина Б. М. Кустодиева
После
защиты кандидатской диссертации у меня появилось острое желание попутно своей
основной работе закончить Академию Художеств. Получить второе образование в те
времена было делом необыкновенно хлопотным и забюрократизированным.
Соответствующее разрешение можно было получить только на уровне министерства
образования. Я решил такого разрешения добиться.
Для
начала мои друзья устроили мне встречу с Президентом грузинской Академии
Художеств, известным художником, Зурабом Нижарадзе.
Захватив несколько своих картинок и рисунков, я предстал перед мэтром
грузинской живописи. Что-то он похвалил, что-то поругал, высказал свои взгляды
на живопись, и в заключение спросил:
-
Ты, что?
Хочешь бросить физику?
-
Ни в коем
случае! – ответил я.
-
Тогда на
кой чёрт тебе нужна Академия? Там пятьдесят студентов на одного несчастного
преподавателя. Ты будешь пятьдесят первым, и толку будет мало. Я тебе вот, что
предлагаю: в доме Союза Художников раз или два в неделю собираются мои
друзья-профессионалы. Пишут натюрморты, обнаженную натуру, композиции. Хочешь, я
тебя к ним пристрою?
-
Конечно,
хочу!
Итак,
через неделю я очутился в компании блестящих грузинских художников, каждый из
которых имел за плечами не по одному десятку выставок.
Меня
они приняли прекрасно. Надо сказать, что грузинская школа живописи очень
своеобразна и отличается особым колоритом.
Некоторое время мне, физику, пришлось привыкать к виду обнаженной
женщины на подиуме, но, затем наступило то состояние, которое и должно
соответствовать художнику: перед тобой уже не просто женщина, а прекрасное
творение Природы. И тебе надо вникнуть в эти тысячелетиями отточенные изгибы
тела, и постараться изобразить их на холсте, или на бумаге.
Как-то
не пришла заказанная натурщица, и мэтры некоторое время растерянно
переглядывались, пока одна из художниц (среди мастеров были и дамы), со вздохом
не сказала:
-
Ну-у…придется
мне пожертвовать собой!
Разделась за
ширмой и вышла на подиум.
Мастера
немедленно принялись за работу.
Я, пережив
очередной шок, тоже взялся за карандаш. Впрочем, вполне понятное для
нехудожника волнение быстро прошло, и я увлеченно погрузился в изобразительный
процесс.
Надо
сказать, что каждый из мастеров старался мне помочь, что-то посоветовать.
На деле
это происходило так: подходит один из них и внимательно всматривается в мой
рисунок.
-
Володя! Что ты рисуешь?! У тебя не женщина, а деревяшка! Рисовать женщину надо
так….
Далее следовал
ряд очень ценных советов. После чего маэстро удовлетворенно шел к своему мольберту.
Минут через пять ко мне подходил другой мастер и
вопрошал:
- Что тебе сказал этот дурак?
Я терялся,
но, вкратце, излагал полученную информацию.
- Не
слушай его! Он ничего не понимает в живописи. Рисовать женщину надо вот эдак….
Еще
некоторое время спустя, третий профессионал, постояв у моей работы, сообщал мне
с широкой дружелюбной улыбкой:
-
Честно
говоря, я никогда не понимал, как эти типы (имелись в виду оба предыдущих
мэтра) сумели закончить Академию Художеств. Совершенно не умеют рисовать!
Слушай только меня, и ты станешь настоящим мастером. Женщину надо рисовать так…
Подходил и я, в свою очередь, к мольбертам моих
учителей. Здесь уже у меня дыхание перехватывало от того, как легко и свободно
оживали прекрасные женские тела на их рисунках.
Потом,
уже дома, я тщательно осмысливал советы всех мастеров. Они и, правда, были
бесценны. В каждом было что-то своё, выстраданное за многие годы работы в
искусстве.
Обнаженная натура – не мое в
живописи. Но, эта школа была для меня очень полезной. Увы, через год она
закончилась так, как я получил значительное повышение по работе в своем
НИИ. И теперь уже физика занимала все мое, ранее свободное время.
Не следует думать, что все
мои учителя были злостными завистниками друг друга. Совсем наоборот! Они были
друзьями. И всё ими друг о друге сказанное было, конечно, всего лишь доброй шуткой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий