Верхнее меню

четверг, 7 мая 2015 г.

                                          С   Днем   Великой  Победы!

     Так хочется обнять всех Вас, дорогие наши фронтовики! Поклониться Вам, поблагодарить за Ваш Великий Подвиг! Живые и павшие – Вы всегда будете с нами!
Самые ранние впечатления моего детства это – могучий грохот двигателя и гусениц танка Т-34. Мое сознательное детство прошло в танковом полку, но, я тогда не отдавал себе отчета в том, что большинство сослуживцев моего отца были фронтовиками. Сильные, доброжелательные, уверенные в себе люди. Помню, как летом колонна танков готовилась к выходу на летние учения. Мы, мелкая ребятня, крутились рядом и с надеждой смотрели на танкистов. На нас подчеркнуто не обращали внимания. В последний момент кто-нибудь из старших офицеров  отдавал команду: пацаны! По машинам! – это был полный восторг! Мы забирались в танки и шли с колонной несколько километров до ж/д вокзала. Там танки грузили на платформы, а мы возвращались домой пешком, громко обсуждая пережитое путешествие. Вот и сейчас, почти 60 лет спустя, вид боевой техники вызывает у меня душевное волнение…
       Сегодня я представляю здесь фронтовиков из нашей семьи и нашего рода. И в заключение расскажу занятную историю «Первая встреча с Кавказом», произошедшую с моим отцом сразу же после войны.
                              
                                     Мой отец: Ковтун Павел Филиппович.






     Родился 10.04.1926 г. Село Мирополье, Сумской области, Украинской ССР, в семье деревенского сапожника. Полковник Советской Армии, танкист. Прошел Великую Отечественную Войну. Спасаясь от оккупации, ушел на фронт несовершеннолетним подростком.  Воевал артиллерийским разведчиком 1-го дивизиона 692 артполка, 240 стрелковой дивизии 38 армии Воронежского, а затем 1-го Украинского фронта. Максимально близко приближался к фашистским позициям, нередко переходя за линию фронта, фиксировал расположение вражеской техники и, вернувшись, докладывал об этом командиру артиллерийского дивизиона. Одновременно его обучили выполнять функции топографа-вычислителя. Весной 45-го года с отличием закончил ускоренные курсы 2-го Киевского Краснознаменного училища самоходной артиллерии. За боевые заслуги был зачислен в состав участников будущего Парада Победы. Участник трех парадов 1945 года в Москве: Парада 1-го Мая, Парада Победы и Парада 7 Ноября 1945 года, в которых водил боевые машины ИСУ-152 и знаменитый танк Т-34 в колонне бронетехники по Красной Площади. В 70-ые годы прошлого века был начальником Штаба Тыла Закавказского Военного Округа. Награжден многими орденами и медалями. Обладал красивым голосом. Особенно любил петь украинские народные песни.
Ушел из жизни 04.05.1999 г. Похоронен в г. Тбилиси
В 90-ые годы прошлого века отец написал свои «Воспоминания», одну выдержку из которых я считаю своим долгом привести здесь:
«…следует сказать, что мои родители и мы, их потомки, конечно же, являемся украинцами, хотя, существенной разницы между украинцами и русскими, прожив вот уже 68 лет, я лично не вижу. И тех, кто разделяет эти народы, противопоставляет друг другу вплоть до враждебных отношений – тех я презираю, проклинаю и, вообще, не считаю их за людей, и не иначе их называю, как заклятые враги собственного народа!». П. Ф. Ковтун.
Это – ответ настоящего украинца тем, кто в наше время скачет на майданах!

         Ковтун Иван Филиппович (р. 1922)  и Ковтун Василий Филиппович (р. 1924)  - старшие братья моего отца. Участники ВОВ. Погибли в боях в 1943 году. Фотографии не сохранились. Места захоронения неизвестны.


     Ковтун Николай Филиппович. (1920 – 2001(?))старший брат отца. Воевал на Черноморском флоте.  



          Ковтун Павел Максимович (из нашего села и из нашего рода. Судя по дате рождения - предположительно,  двоюродный дядя моего отца. Точную степень родства я сейчас пытаюсь установить).




         Род. 31 марта 1913 г., село Мирополье, Сумская область, Украинской ССР. Лейтенант Советской Армии, Герой Советского Союза (1944). Участник советско-финской, Великой Отечественной и советско-японской войн . Высокое звание Героя присвоено за форсирование Днепра. На протяжении трех суток горстка храбрецов удерживала свои позиции на вражеской стороне Днепра. Только в первый день боя она отразила восемь контратак противника. Павел Ковтун четыре раза участвовал в рукопашных схватках, показывая при этом пример бесстрашия и отваги. В этих боях отважные воины уничтожили более ста солдат и офицеров противника, захватили миномет, три пулемета с боеприпасами. Павел Ковтун не только умело руководил бойцами группы, но и смог разведать места огневых средств и расположение живой силы противника. Надо было срочно доставить добытые сведения командованию. Но как это сделать, когда радиостанция, находившаяся у командира батальона, вышла из строя, а других средств связи нет? И Ковтун решил вплавь преодолеть Днепр. Под огнем противника, борясь с течением, он благополучно достиг восточного берега. Благодаря сведениям, доставленным разведчиком, 415-я стрелковая дивизия успешно, с небольшими потерями, форсировала реку. Герой Днепра принимал участие в Белорусской операции, форсировании Вислы. Свой боевой путь окончил в Германии.  http://www.pobeda1945.su/
За время своего участия в боях пять раз был ранен и три раза контужен. (Умер 29 марта 1980 года, похоронен на аллее Героев Воинского кладбища Ташкента[1].

       О дедах и прадедах со стороны других представителей нашей семьи расскажут внуки: Кириллов Александр, Кириллова Наталия, Кузнецова Александра, Ковтун Алексей (принимал активное участие в поисках павших солдат в Гайтолово, Синявино и на Невском пятачке), Ковтун Наталья, Алексей и Николай Корякины и правнуки Кузнецовы Анастасия и Алеся, Ковтун Мария, Василиса Корякина:

                                              Кириллов Александр Васильевич. 



      15.04.1902-30.04.1976. Из крестьян. Участник советско-финской войны.  В 1941 году, в первый день войны, Кириллов А.В. вступил в солдатский строй. Летал штурманом на бомбардировщике ТБ-3. В конце 1941г. их машина была сбита в районе аэродрома. Дед вытолкнул раненного стрелка (абхазца, кстати сказать),  сам же прыгнул слишком поздно и при приземлении сломал обе ноги. Лечился в ленинградском госпитале. Пережил блокаду. По выздоровлению в феврале 1943 г., в чине капитана, Дед был назначен начальником эвакуационной колонны, отправляющейся  по «дороге жизни». Далее был направлен в фин.отдел 54-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка, где проходили реабилитацию выздоравливающие и переучивались действующие летчики, дислоцированного в г. Богородске. Победу встретил в г. Богородске. В 1950 г. в качестве старшего фин. инспектора майор ИС (интендантской службы) Кириллов А.В. был направлен в г. Вену, где служил до 1954 г. Полковник запаса.
           Из многочисленных, рассказанных им историй, особенно запомнилась одна: в этот день Дед вместе с товарищем находился в лесополосе, на границе блокадного Ленинграда. Внезапно, раздался какой-то странный шелест. Друзья оглянулись и замерли: из голодного города через лес уходили полчища крыс. Серая лавина перетекала через овраги и поваленные деревья. Несколько крыс прошли по сапогам замерших друзей…

                                                            Голиков Иван Ильич 


                  (1905 – 1946). – Краснофлотец. После тяжелых боев на Балтике, осенью 1941 попал в плен и был интернирован в Швецию. Умер в плену. Похоронен  в Стокгольме.


                                                   Вальский Виктор Дмитриевич 





        (1.10.1926 - 12.06.1995). Воевал с  17. 11.1943 года  в  36 Запасной Стрелковой бригаде Ленинградского Фронта. Победу встретил В Эстонии. Зачищали остатки немецких дивизий (30 дивизий были окружены). Демобилизован  весной 1950года из Воронежской обл.
г. Острогожск,станция Лушниковка.


                                                  Первая встреча с Кавказом

      Год отслужив в парадном полку, мой отец, Ковтун Павел Филиппович, запросился “в дело”. Именно в это время И. Сталин рассматривал возможность возникновения войны с Турцией, и требовались добровольцы. Отец вызвался одним из первых.
        Эшелон с танками шел в Армению. Шел долго, с большими остановками. Время  послевоенное и разрухи, в том числе и на железных дорогах, было – хоть отбавляй. Где-то ближе к цели (предположительно, на территории Грузии), эшелон встал основательно. Стояли уже почти сутки. Как на грех, закончились продукты и вода. С водой решилось просто – рядом протекала быстрая горная речка. Пропитание можно было надеяться получить только на железнодорожной станции.
        На следующее утро отец пошел переговорить с начальником эшелона.
-       Пути ремонтируют. Минимум еще сутки будем стоять. – Был ответ.
Что делать? Вдали, на склоне горы виднелось селение – с километр, наверное, было до этой деревушки. Отец принял решение.
- Возьмите две канистры с соляркой. И – вперед! – Приказал он двум солдатам. – Топливо сейчас в дефиците. Обменяйте на хлеб, сыр. Ну, может быть, еще что-то дадут.
Солдаты, захватив канистры, отправились в путь. Прошел час, два, три…пошел четвертый
час. Бойцов не было… Отец был сильно обеспокоен.
-       Товарищ старший лейтенант! – Обратился к нему один солдат из “бывалых” умников. – Это же Кавказ! Ребят, наверное, уже и в живых нет.
Окончательно растроенный отец действовал быстро. Прихватив двух автоматчиков, он сам  отправился в горы, полный решимости отбить своих людей, в какой бы ситуации они не оказались. Шли молча и быстро. Из под сапог с тропы в пропасть летели мелкие камешки. Внезапно, выйдя на более открытую местность, отец увидел большую толпу людей - человек, наверное  тридцать-сорок. Они несли кувшины с вином и какие-то мешки. Вкусно запахло свежевыпеченным хлебом. Но, самое главное: горцы вели под руки двух живых, но, в стельку пьяных солдат!
    Вернувшись к эшелону, отец со своим взводом еще долго сидели в кругу этих чудесных и гостеприимных людей. О чем говорили – не помнил. Но на душе было хорошо и светло.
    Эта история пользовалась особенным успехом в кругу многочисленных друзей отца, а потом ее, по семейной традиции, рассказывал уже и я. Так отец впервые познакомился с той землей, на которой ему суждено было жить и служить до конца своей жизни.

       


       

1 комментарий:

  1. Здраствуйте Владимир Павлович,с огромной радостью смотрела на фотографии Ковтун Павел Филиппович, Ковтун Николай Филиппович, это ведь мои дяди. Мой отець Ковтун Григорий Филиппович 15 января 1929 года рождения-21.04.1985года умер, тоже с.Мирополье, были еще сестры Мария и Варвара, к сожалению их тоже уже нет.С детьми т.Марии связь поддерживается, а вот с т.Варочки дочкой Аллой и сыном Сергеем связи совсем нет.Они жили в Виннице, а вот Аллочка потом в Ташкенте.В советские времена они часто приезжали в Мирополье.А вот когда последний раз приезжал Павел Филиппович в Мирополье ,это было гдето в 1988-или 90гг, он говорил , что так хотел чтобы его сын Владимир побывал у него на Родине, но не получилось.Жаль что нет фотографий деда Филиппа,но я его помню. Мой отец очень похож с Николаем Филипповичем, он тоже служим в морфлоте.А вот кто Ковтун Павел Максимович, это уже интересно.Ну вот пожалуй и все.А меня зовут Люба.А будет желание написать вот мой ел.адр: otroscenko@ukr.net Удачи Вам Владимир.

    ОтветитьУдалить